You are viewing archiv

Previous Entry | Next Entry

История для ворчунов!




Памяти Митрополита Ѳеофила.

"Благодатъ Господа нашело Іисуса Христа со духомъ вашимъ, братія"
(Гал. VІ, 18).
 
Со скорбью узналъ я о кончинѣ долголѣтняго Первосвятителя Русской Православной Церкви въ Америкѣ и Канадѣ Высоко-преосвященнаго Митрополита Ѳеофила. Моя скорбь усугубляется еще всѣмъ извѣстными печальными обстоятельствами церковной жизни въ Америкѣ. Не имѣя возможности лично «дать послѣдняго цѣлованія умершему», воспѣть у его бездыханнаго тѣла надгробныя пѣснопѣнія и проводить его въ путь всея земли, въ который и мнѣ предстоитъ вскорѣ отойти, усердно молюсь объ упокоеніи его души. 

Впервые я встрѣтился съ покойнымъ Митрополитомъ Ѳеофиломъ въ 1934 году, когда я прибылъ въ Америку съ твердымъ намѣреніемъ потрудиться здѣсь надъ установленіемъ мира въ Русской Православной Церкви, раздиравшейся тогда церковной смутой. Болѣе близко мнѣ пришлось сойтись съ Митрополитомъ Ѳеофиломъ съ 1935 года, когда мы вмѣстѣ трудились надъ благимъ дѣломъ церковнаго мира, начиная съ памятнаго Совѣщанія Іерарховъ въ Ср. Карловцахъ, когда было выработано и принято такъ называемое «Временное Положеніе», составленное въ духѣ Апостольскихъ правилъ и другихъ каноническихъ нормъ, и тѣмъ достигнуто полное единеніе Русской Православной Церкви заграницей. Я былъ свидѣтелемъ того, что Митрополитъ Ѳеофилъ дѣйствительно желалъ установленія церковнаго мира и какъ послѣ сего, возвратившись въ Америку, онъ, не взирая на противодѣйствія нѣкоторыхъ круговъ, настоялъ на томъ, чтобы «Временное Положеніе» было бы проведено въ жизнь Русской Церкви въ Америкѣ, твердо объединившейся со всей Русской Православной Церковью заграницей. 

Съ того времени началось наше сотрудничество съ Митрополитомъ Ѳеофиломъ, продолжавшееся 12 лѣтъ. Я близко узналъ его, старался быть его вѣрнымъ помощникомъ, оцѣнилъ его скромность, его преданность и любовь къ Русской Православной Церкви въ Америкѣ, его отличное знаніе духовенства, приходовъ, церковныхъ дѣятелей и условій церковной жизни въ Америкѣ и его стараніе упорядочить и поднять здѣшнюю церковную жизнь. 

Митрополитъ Ѳеофилъ родился 6 февраля 1874 года. Его мірское имя - Ѳеодоръ Николаевичъ Пашковскій. По окончаніи Кіевской Духовной Семинаріи онъ прибылъ въ Сѣверную Америку въ 1895 году и служилъ при Санъ-Францисскомъ каѳедраль-номъ соборѣ до 1912 года. При немъ была выстроена новая Св. Троицкая церковь въ Санъ Франциско, вмѣсто старой, сгорѣвшей отъ пожара послѣ большоного землетрясенія въ 1906 году. Онъ такъ полюбилъ эту церковь, что оставался при ней до конца своей жизни. Съ 1912 года онъ служилъ въ Россіи въ качествѣ военнаго священника, получивъ за свою службу высокія отличія. Въ Россіи онъ и овдовѣлъ, его матушка была сербка. Въ 1922 году, въ ноябрѣ мѣсяцѣ, по прибытіи въ Америку, былъ хиротонисанъ въ Епископа Чикагскаго. Съ 1922 по 1931 годъ онъ состоялъ Епископомъ Чикагскимъ и временно завѣдывалъ Канадской Епархіей, а въ 1931 году переведенъ въ Санъ Франциско. Послѣ кончины Митрополита Платона, въ ноябрѣ 1934 года, онъ былъ избранъ преемникомъ почившаго въ званіи Митрополита Русской Православной Церкви въ Америкѣ.
Годы съ 1927 по 1935 были омрачены церковкой смутой, которая весьма препятствовала правильному теченію церковной жизни въ Америкѣ и весьма тяготила покойнаго Митрополита Ѳеофила. Поэтому онъ съ полной готовностью поѣхалъ въ Европу и принялъ личное участіе въ выработкѣ «Временнаго Положенія», которое и объединило Русскую Православную Церковь за-границей и внесло миръ и успокоеніе въ жизнь Русской Православной Церкви въ Америкѣ и Канадѣ. 

Годы съ 1935 по 1946 были годами мирнаго и плодотворнаго строительства церковной жизни въ Америкѣ. Въ эти годы созы-вались Соборы и Архіерейскія Совѣщанія. Устраивались новые приходы и укрѣплялись старые. Упорядочивалась церковная жизнь и возрастало благочестіе. Было пріобрѣтено прекрасное зданіе Каѳедральнаго Собора въ г. Нью-Іоркѣ. Возстановлены Духовная Семинарія въ г. Нью-Іоркѣ и Пастырская Школа при Св. Тихоновскомъ монастырѣ. Сиротскій пріютъ получилъ свое обширное зданіе. Выработаны Положенія о центральномъ и приходскомъ управленіи. Организованы и проведены празднества 950-лѣтія Крещенія Руси и 150-лѣтія Русской Православной Церкви въ Америкѣ. Заложенъ Св. Владимірскій храмъ-памятникъ Крещенія Руси и введено празднованіе Владимірскаго дня. Получила расцвѣтъ организація молодежи, именуемая Федераціей Русскихъ Православныхъ Клубовъ. Установлено доброжелательное сотрудничество со старыми и новыми русскими общественными организаціями. Подготовлено устройство Православной Духовной Академіи. Обращено вниманіе на вопросъ объ обезпеченіи духовенства на случай старости и болѣзни. Много и другихъ трудовъ было положено на дѣло устроенія Русской Православной Церкви въ Америкѣ, которой предлежалъ расцвѣтъ и слава, осо-бенно съ прибытіемъ нынѣ новой эмиграціи. 

Но вотъ въ 1946 году случилось великое несчастье, которое вновь ввергло въ смуту церковную жизнь въ Америкѣ. На ѴІІ-мъ Кливландскомъ Соборѣ была принята резолюція, оторвавшая Русскую Православную Церковь въ Америкѣ отъ благословеннаго единства. Тѣсно сотрудничая съ Митрополитомъ Ѳеофиломъ на церковномъ поприщѣ въ теченіе 12-ти лѣтъ, я хорошо знаю, что въ началѣ онъ самъ не былъ дѣятельнымъ сторонникомъ такого печальнаго исхода Кливландскаго Собора. Онъ не былъ авторомъ той резолюціи и иниціаторомъ разъединенія, но, опасаясь отпаденія отъ Митрополіи многихъ приходовъ, рѣшилъ идти за большинствомъ, которое въ то время было увлечено моднымъ теченіемъ. 

Намъ извѣстно, что Митрополитъ Ѳеофилъ тяжело переживалъ возникшую церковную смуту. Хотя послѣ Кливландскаго Собора мы, не смотря на всѣ мои старанія, уже не имѣли съ покойнымъ Митрополитомъ общенія, но до насъ доходили слухи, что Митрополитъ Ѳеофилъ въ бесѣдѣ со своими друзьями сожалѣлъ о томъ, что на Кливландскомъ Соборѣ была допущена, какъ онъ выражался, ошибка. Несомнѣнно, что и ему самому не легко приходилось переживать послѣдствія этой ошибки, хотя бы въ его сношеніяхъ съ Московской Патріархіей и ея представителями, поспѣшившими прибыть въ Америку и старавшимися наложить свою руку на здѣшнюю церковную жизнь. О томъ, что покойный Митрополитъ тяжело переживалъ эту смуту, мы убѣдились и изъ его послѣдняго письма ко мнѣ. Узнавъ о его тяжелой болѣзни, я поспѣшилъ обратиться къ нему съ письмомъ и вскорѣ получилъ его собственноручный отвѣтъ отъ 23-го февраля с. г. изъ Санъ Франциско, который гласитъ слѣдующее:
«Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь! 

Примите мое глубокое сознаніе моего личнаго недостоинства и простите мои обиды Вамъ и взаимно простить по своему усердію прошу и мнѣ. Когда настанетъ время миръ имѣть со всѣми, придетъ большая радость.
Митрополитъ Ѳеофилъ». 

Не подлежитъ сомнѣнію, что церковная жизнь въ Америкѣ послѣ Кливландскаго Собора 1946 года сдерживалась личнымъ авторитетомъ покойнаго Митрополита Ѳеофила, авторитетомъ пріобрѣтеннымъ долгими годами его трудовъ въ Америкѣ. Нынѣ онъ ушелъ въ путь всея земли. И я, возлюбленные братія мои, увѣренъ въ томъ, что въ тотъ грозный часъ, когда Первосвятитель Америки предстанетъ предъ Пастыреначальникомъ Христомъ, основавшимъ Свою Церковь на землѣ и давшимъ черезъ Св. Апостоловъ и Вселенскіе Соборы вѣчные законы Ея устроенія, мы доставили бы душѣ почившаго Митрополита большую радость и упокоеніе, если бы Американская Церковь возвратилась на тотъ путь, на который поставилъ ее Митрополитъ Ѳеофилъ въ 1935 году, когда возсоединилъ ее со всей Русской Православной Церковью заграницей на основѣ выработаннаго при его участіи «Временнаго Положенія», составленнаго, — какъ сказано, - въ духѣ Апостольскихъ правилъ и другихъ каноническихъ нормъ.
И этотъ путь тѣмъ легче и цѣлесообразнѣе для Русской Церкви здѣсь, что самое современное міровое положеніе ставитъ ее во главу всего Зарубежья, а эмиграція (Ди-Пи) даетъ новыя силы для достиженія этой цѣли. 

Если же Русская Православная Церковь въ Америкѣ и послѣ кончины Митрополита Ѳеофила пойдетъ по пути Кливландскаго Собора 1946-го года, то ей неизбѣжно угрожаетъ полный отрывъ отъ Русскаго Православія, забвеніе священныхъ правилъ и обычаевъ Русской Православной Церкви и отпаденіе отъ самаго Святаго Православія и Тѣла Христова, черезъ которое мы только и можемъ избѣжать вѣчнаго осужденія и спасти души наши. 

Да поможетъ же всѣмъ намъ Господь водворить благословенный миръ въ церковной оградѣ, да проститъ Господь Почив-шему его вольные и невольные грѣхи, да поможетъ Онъ всѣмъ намъ устроить церковную жизнь такъ, чтобы и Новопреставленный и мы всѣ удостоились бы получить награду «мудрыхъ и вѣрныхъ строителей» въ немеркнущемъ царствѣ Господа Славы. 

Эта свѣтлая задача - потрудиться для объединенія всей свободной Зарубежной Русской Православной Церкви заставила меня взять на себя тяжелое бремя епископства и эта же задача остается моей единственной до смерти цѣлью. 

+ Смиренный Архіепископъ Виталій (Максименко).
16/29 іюня 1950 года. Св. Троицкій Монастырь, Джорданвиллъ, Н. I. 

ДОПОЛНЕНІЕ КЪ ПОСЛАНІЮ:
1. Предсѣдатель Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ Анастасій письмомъ своимъ отъ 13/26 іюля сего года за № 826 сообщилъ, что Архіерейскій Синодъ въ своемъ засѣданіи 2/15 іюля сего года, прослушавъ текстъ вышеприведеннаго Посланія, единодушно одобрилъ его и призналъ благовременнымъ сіе обращеніе къ Сѣверо-Американской паствѣ.
2. Послѣ опубликованія вышеприведеныаго моего Посланія появилось въ печати «Архипастырское Посланіе Большого Собора Архіереевъ Русской Православной Митрополіи въ Сѣверной Америкѣ», подписанное пятью архіереями. Изъ этого Посланія можно заключить, что теперь они отказываются отъ главнаго пункта рѣшенія Кливландскаго Собора — признанія духовнымъ главою Русской Православной Церкви въ Америкѣ — Московскаго Патріарха Алексія и зовутъ Русскую Православную Церковь въ Америкѣ идти путемъ славныхъ русскихъ Святителей, основателей Русской Православной Церкви въ Америкѣ — «Иннокентія, Николая, Тихона - Патріарха всея Руси и другихъ пастырей и миссіонеровъ на этой землѣ отъ Тихаго до Атлантическаго океана». Добавимъ отъ себя, что, если бы мы могли спросить этихъ святителей и миссіонеровъ, то несомнѣнно они сказали бы, что ихъ путь — путь братскаго единства по 1000-лѣтней дорогѣ Русской Церкви, а не созданіе здѣсь самочинной церковной органи-заціи, не имѣющей церковно-каноническихъ основаній. 

Изъ пяти архіереевъ, подписавшихъ это Посланіе, четыре архіерея не участвовали въ Кливландскомъ Соборѣ и сами при-были въ Америку или были посвящены въ архіерейскій санъ уже послѣ Кливландскаго Собора, заполнивъ въ Митрополіи архіерейскія мѣста, освободившіяся послѣ названнаго Собора. Но въ ихъ Посланіи весьма важно слѣдующее ихъ свидѣтельство о почившемъ Митрополитѣ Ѳеофилѣ. Они пишутъ: «послѣдними словами, которыя слышали отъ него (Митрополита Ѳеофила) окружающіе, были: отвѣтственность, церковная отвѣтственность» .. . О! я понимаю, что значатъ эти слова въ его устахъ: мы съ нимъ нѣсколько разъ говорили объ этомъ... И въ настоящій моментъ я хочу сказать, что одно лишь только это сознаніе отвѣтственности передъ Богомъ заставляетъ меня умолять архипастырей, пастырей и чадъ Церкви возвратиться на церковно-каноническій путь. Для насъ, вѣрующихъ людей, и особенно заканчивающихъ свою жизнь, несомнѣнно, что передъ Всеправеднымъ Судіей никто изъ насъ не можетъ избѣжать сей отвѣтственности. 

3. Далѣе по поводу моего Посланія въ газетѣ «Свѣтъ» отъ 20-го іюля с. г. опубликовалъ статью протоіерей о. Петръ Коха-никъ, одинъ изъ заслуженныхъ протоіереевъ Американской Митрополіи и мой бывшій добрый сотрудникъ по церковнымъ дѣламъ до Кливландскаго Собора. Не касаясь его упрековъ и раздраженія лично по моему адресу, отмѣчу его слова, которыя прочелъ съ благодарностью. Въ концѣ своей статьи о. Петръ пишетъ: «... время, давно пора дѣйствовать, и то съ любовью Христовой въ сердцахъ, а не въ устахъ только, иначе изъ-за ссоръ другъ съ другомъ никому изъ насъ не окажется мѣста въ Царствіи Небесномъ. Давно пора понять, что Владыки у насъ существуютъ не только для возвеличенія красоты Восточнаго обряда христіанскаго, а и для Апостольскаго руководства нами и паствой, для духовкаго лидерства въ вѣрѣ, любви и прочихъ добродѣтеляхъ христіанскихъ, но не для властвованія только и выполненія личныхъ человѣческихъ амбицій» ... Видитъ Богъ, что я лично никакихъ амбицій не имѣю, а добиваюсь только возстановленія такого мирнаго строя церковной жизни, въ которомъ сохранялось бы Апостольское преемство и процвѣталъ бы духъ вѣры, любви, братства, единства и прочихъ добродѣтелей, какъ того желаетъ и о. Петръ. 

Когда я въ 1935 г., уѣзжая въ Америку, спросилъ у тогдашняго возглавителя Русской Заграничной Церкви инструкцій, Мит-рополитъ Антоній сказалъ мнѣ: «скажи имъ, что мы не добиваемся властвованія, но единства Церкви: пусть они живутъ по своимъ внутреннимъ порядкамъ, мы туда не вторгаемся, а когда они обратятся по какому дѣлу къ намъ, мы готовы имъ помочь». Такъ именно и поступалъ Заграничкый Синодъ и Соборъ все время. 

4. Также отозвался на мое Посланіе, неожиданно для меня, и сынъ покойнаго Митрополита Ѳеофила (или по церковнымъ пра-виламъ правильнѣе сказать, протоіерея о. Ѳеодора Пашковскаго) г. Б. Пашъ, занимающій видное положеніе на Американской военной службѣ въ г. Вашингтонѣ. Относясь съ глубокимъ уваженіемъ къ его сыновнимъ чувствамъ, я однако ни въ какой степени не могу считать г. Б. Паша призваннымъ къ руководительству Русской Православной Церковью въ Америкѣ, какъ въ свое время и дочь покойнаго м. Платона. 

+ Архіепископъ Виталій (Максименко). 

Latest Month

August 2014
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by heiheneikko